Программа обучения и практики

"Песочная терапия в экзистенциальном подходе" 

Модуль для начинающих.

Азбука и Основания Песочной Терапии в Экзистенциальном Подходе. 

Метод песочной терапии занимает особое место в психологическом консультировании в виду открываемой им глубины в отношениях. Его эффективно применяют как психологи и психотерапевты в консультировании для решения проблем различной сложности, так и педагоги, воспитатели и родители в образовательной,  развивающей сферах и сфере прямого и открытого взаимодействия.

В основе нашей терапевтической работы с использованием песочницы лежат принципы экзистенциально-феноменологического подхода, в котором обновление жизни берется как метод и как предмет. Мы опираемся на такие варианты экзистенциально-феноменологической психологии и терапии: «Интенсивная терапевтическая жизнь» (А.Е. Алексейчик),  Транстемопральная психология и интенсивная творческая жизнь (О.В. Лукьянов).

Песочная терапия в экзистенциальном подходе – это реализация особой активности человека, которую в прошлом столетии определяли как аутентичность, ответственность, саморазвитие в виде интенсивной терапевтической игры. Как видно из названия для этого используется специальная песочница и различные предметы: миниатюрные фигурки, камни, ракушки и др.. Играть в ней могут взрослый и дети. Особенностью такой игры является то, что это не просто игра, а подлинная жизнь в миниатюре. Жизнь настоящая. Без притворства и обмана, хоть и по особым законам, отличающимся от законов повседневности. Прежде всего, это совместность. Совместное время, пространство, интенсивное со-бытиé. Научиться такой жизни по книгам и теоретическим курсам невозможно, так же как нельзя повзрослеть только сидя перед монитором и не пройдя «свой маршрут». Только через игру-супервизию с мастером, умеющим создавать и поддерживать необходимый и достаточный контекст.

Наша программа адресована: широкому кругу практических психологов, психотерапевтам, психиатрам, врачам, педагогам, дефектологам, всем, кому интересна данная тема.


Цели: знакомство с основами метода, формирование навыков консультирования с использованием метода песочной терапии.

В программе:

•  Основы Интенсивной Терапевтической Жизни А.Е. Алексейчика;

•  Основы интенсивной терапевтической игры (присутствие, видение, инициирование, наблюдательность, открытость, честность и др.);

•  Основы терапевтического консультирования с использованием песочницы;

•  Динамика терапевтического и творческого процессов в песочнице;

•  Особенности применения  песочной терапии для работы с детьми и взрослыми;

•  Условия эффективности терапевтического процесса (присутствие, видение, инициирование);

•  Пути импровизации, композиция истории, развитие умения создавать истории (сюжеты, персонажей) в процессе работы;

•  Практические навыки консультирования с использованием песочницы.

Формат работы: мини-лекции, работа в малых группах, обсуждения.

Максимальное количество часов – 18-20. Максимальное количество рабочих дней – 3.

Видео - презентация:

http://vk.com/studio_inthesandbox?z=video-31034965_171655280%2F382276fa8e0beeafc2


Разработчики, стоящие у истоков данной программы:

Анастасия Андреевна Шушаникова – психолог-консультант, песочный терапевт, художественный терапевт, художник.  Профессиональный психолог-консультант Центра Практической Психологии, г. Томск с 2009 года, под научным руководством Лукьянова О.В., доктора психол. наук.

Мария Анатольевна Савельева – психолог-консультант, песочный терапевт, перформер, сочинитель. Профессиональный психолог-консультант, исполнительный директор Центра Практической Психологии, г. Томск с 2011 года, под научным руководством Лукьянова О.В., доктора психол. наук.

Наталья Сергеевна Мизина – психолог-консультант Центра Практической Психологии (ТГУ, Факультет психологии). Сфера интересов: дочь, экзистенциальная терапия, работа с пространством, изучение движения в пространстве, изменение пространства, красота людей, любовь.

Лукьянов Олег Валерьевич – действительный член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии, научный руководитель Центра Практической Психологии в г. Томске, научный руководитель Всероссийского проекта «Страна Стройных», профессор кафедры психологии личности Томского государственного университета, автор концепции Терапевтического фехтования (репликативный стиль) и концепции Транстемпоральной психологии. Инициатор (в соавторстве с Татьяной Николаевной Карпунькиной) ежегодной всероссийской конференции по экзистенциальной психологии в г. Кемерово.

Ведущие модуля

Шушаникова Анастасия Андреевна (в Томске)

Мизина Наталья Сергеевна (в Нижнем Новгороде)


Часть 1.

Теоретический блок. К вопросу об истории и философии метода;мировоззрение, подходы, способы. 30 минут

Начало. Подготовка к игре. Знакомство. Правила.

Практика 2 часа с перерывом

Каковы основания для начала игры? А для присутствия? Для взаимодействия?

Договор на берегу до начала путешествия.

Работа с воображением, фантазией, чудом совместной игры.

Супервизия. Умею ли я играть? 1час

Часть 2.

Теоретический блок. Клинический подход к пониманию человека. Рассмотрение характерови возрастных особенностей. 30 минут

Работа с умением видеть. Всматриваться. Вживаться. Вчувствоваться. Внимание. Чуткость. Душевный отклик.

Практика 2 часа с перерывом

Вдохновляться в процессе игры. Не уставать.

Многообразие миров, многомерность жизни.

Супервизия. Смотреть умею, но вижу ли? 1 час

Часть 3.

Теоретический блок. Психодинамика. Часть 1. Откуда человек играет? Фантазирует? "Логика" душевной жизни.  30 минут

Отчуждение и Совместность.

Практика 2 часа с перерывом

Как я присутствую в работе. А как присутствует мой партнёр?

Способен ли я к совместности? Как я чувствую пространство вокруг?

Внимание. Ведение. Следование.

Супервизия. Восстановление целостности через совместность.1 час

Часть 4.

Теоретический блок. Психодинамика. Часть 2.  Терапевтическая помощь. 30 минут

Стереотипность vs креативность. Болезнь. Здоровье.

Практика 2 часа с перерывом

Сколько во мне здоровья? А сколько болезни? Чего больше в моей игре?

Терапевтические сессии «Мой мир, мои проблемы»

Помощь. Поддержка. Клиент. Терапевт.

Супервизия. Восхождение к уму. 1 час

Часть 5.

Теоретический блок. Экзистенциальная ситуация: жизнь нужно испытать. 30 минут

Экзистенциальные данности.  Свобода внутри ограничений.

Практика 2 часа с перерывом

Любовь. Свобода. Одиночество. Смерть.

Щедрость. Жертва. Питание. Наказание.

"Неспешность. Подлинность."

Супервизия. Принятие важных решений. Могу я быть песочным терапевтом? Могу ли я продолжать работать? Каков мой темп? Навыки, которые мне нужно развивать? 1 час

Необходимое оборудование: песочницы, игрушки, проектор/большой экран для презентаций, бумага/ручки для записей участникам